Доброго всем времени суток! По совету Солярии вывешиваю эту стенку текста, посвященную вселенным Молота войны. На звание лороведа и ортодоксального фаната не претендую, хоть и люблю мир темного, мрачного будущего, где есть только война, поэтому если кто-то захочет дополнить что-то или поправить – то это только к лучшему.
Начнем, пожалуй, с самих вселенных. Для начала нужно уяснить, что есть два Молота войны: Fantasy battle и 40K. Первый представляет собой классический такой фентезийный мир с Империей людей, дворфами, орками и т.д. Однако стоит заметить, что мир этот прописан очень тщательно и продуманно. При желании каждый сможет найти в нем что-то по своему вкусу. Судите сами, в Империи есть Нульн, где отливают пушки, собирают мушкеты и прочий огнестрел, есть рыцарские ордена, чья конница подобна катку-мясорубке, есть союзник Кислев, так похожий на киевскою Русь. Есть хаоситы со своими четырьмя богами Хаоса: кровожадным Кхорном (Кровь кровавому богу! Больше черепов для трона!), интеллектуалом надомником Тзинчем, любителем всяческих магических штучек и запретных знаний, извращенцем Слаанешем, обладающим неопределенной половой принадлежностью и всесторонним и широким подходом к вопросу плотских утех, и разложенцем дядюшкой Нурглом, любителем гнильцы и прочей заразы. Есть и кое-что нестандартное, к примеру, скавены – крысолюди, также имеющие клановое деление: клан Скрайр – обучающий инженеров-колдунов (Я обожаю такое сочетание профессий!) и строящий всяческие монструозные приспособления на основе варп камня, клан Молдер – этакие генные инженеры, выращивающие в своих ямах крыс-мутантов, по силе превосходящих огров, есть еще клан убийц и еще кто-то, но все просто не упомню. А еще есть орки! Классические такие орки, большие, сильные, тупые и кровожадные! Куда без них-то? И это я не перечислил и четверти всех действующих лиц, а ведь представьте, что каждая из сторон и ее составляющих имеет свою историю, традиции, знаки отличия и персонажей. Каково?
Есть и вселенная двойник, которая одновременно похожа и совершенная чужда фентезиному Молоту войны. Что получится, если взять орков, рыцарей и прочих эльфов, да и засунуть их к космическим кораблям и научной фантастике? А получится такая адская смесь, которая может сорвать крышу! Что она и сделала у автора этих строк. Итак – Молот войны 40 000. Как следует из названия, события происходят где-то через 38 000 лет с настоящего времени. Идет война… Хотя нет, не так. Идет непрерывная, кровавая, жестокая, безумная и беспощадная, чарующая и завораживающая, прекрасная и отвратительная, манящая и пугающая, никогда не прекращающаяся РЕЗНЯ! В сорокатысячнике легко прослеживаются прообразы рас из фентези, но они приобретают какие-то невероятные формы. Давайте я попробую перечислить хотя бы осоновные действующие стороны, но боюсь, что это может затянуться, и не забывайте, что и тут прописана история каждого ордена или мира-корабля. Человечество представляет собой Империум – огромное, раздираемое врагами внешними и внутренними сверхгосударство, занимающее почти всю галактику. Тысячи миров населены человеком разумным, и каждый по-своему неповторим. Тут и ледяная планета Валхалла, и стоящая насмерть перед нашествиями демонов Кадия, ну и, конечно же, святая Терра, где адептус кустодес несут вечную стражу у Золотого трона, где покоится в стазисе Бог-Император человечества. Визитной карточкой вселенной, несомненно, являются косомодесантники – генететически модифицированные сверхлюди, созданные самим Императором, главные превозмогатели и борцы с еретеками, ксеносами и мутантами. Мне точно начать перечислять ордена? Это может затянуться… надолго… очень надолго… Их… дохрена. Есть Космические волки – викинги в силовой броне, есть Ультрамарины – местные праведники, есть Имперские кулаки, чей примарх вылиты хан монголо-татар. А еще есть легионы-предатели, продавшиеся Хаосу за пачку китикета. Кстати о Хаосе, склочная четверка богов из Fantasy Battle есть и здесь, но тоже видоизмененная. Так вот, помимо космодесанта есть сестринские ордена Сестер битвы, чья фанатичность и преданность Императору вообще переходит все возможные границы. Но Империум большой, а космодесантников мало, так что защита большинства миров ложиться на плечи простых людей. Главная сила здесь – это космические флотилии, легионы Титанов и Имперская гвардия. Что такое Имперская гвардия? В двух словах и не скажешь. Многие миры формируют свои полки ИГ, и эти полки во многом перенимают культуру мира, в котором базируются. Вот лишь малая их часть: Ледяные воины Валхаллы – русские мля! – в шапках ушанках и с боевыми санками; Корпус смерти Крига – эти сошли с документальных фотографий первой мировой войны, когда впервые был применен боевой отравляющий газ, все как один в противогазах, которые они никогда (почти) не снимают; а еще там есть катачанцы (целая планета шварцнеггеров-коммандос), Вестроянские первенцы (казаки в бронепапахах) и еще целая куча. Убийцы Официо Асосинориум, Инквизиция, представленная ордосами, занимающимися определенными угрозами (Маллеус – демонами, Еретикус – еретиками и демонопоклонниками, Ксенос – всеми чужаками и мутантами), адептус арбитрес… все это Империум человека.
Враги человечества столь же многочисленны, сколь и разнообразны. Уже упомянутый Хаос со своими демонами варпа, космодесантниками предателями и культитстами, эльфы, именуемые здесь эльдарами, скрывающимися в глубинах космоса на своих мирах-кораблях, их сородичи темные эльдары, выбравшие несколько иной путь защиты от Слаанеша, Тау, несущие гуманизм, терпимость и идею Высшего Блага огнем плазменных винтовок и рельсовых орудий, ужасающие полчища тиранид – биомеханизмов, ведомых разумом улья, Некроны – местный аналог нежити, обретший форму бездушных роботов, ну и… орки. Про местных орков просто не могу не сказать отдельно. Я не умею за них играть, но я их обожаю. Они тут внешне слабо отличаются от своих фентезийных собратьев, такие же тупые и воинственные, но у меня язык не повернется назвать их злыми. Как бы это объяснить? Зло – это когда что-то намеренное, а орки в сорокатысячнике – это веселые раздолбаи, ищущие с кем бы подраться. Думаете, у орков нет технологий? Есть! Свинцеметы, делающие дака-дака, киберклешни, рубилы, сжигалы… да много чего! Правда адептус мехеникус утверждают, что это все вообще работать не может, но что они понимают? Думаете, у орков нет культуры? У орков есть ВВВАААААААХХХХХ!!!!!! Это больше, чем культура и фолософия, это –Гок и Мок не дадут соврать – образ жизни! Да, они жестокие, но там разве что Тау имеют хоть какой-то намек на милосердие, а некоторые так вообще дадут прикурить оркам в вопросах кровожадности и садизма.
Кроме масштабности сорокатысячник обладает и неповторимой атмосферой. Как и в варкрафте (точнее много больше, чем в варкрафте) можно найти, скажем так, локальные сцены со своей атмосферой. На границе с Оком ужаса идут непрерывные и масштабные кровавые баталии с ордами демонов варпа со штурмами крепостей и убийствами Серыми рыцарями демонов-принцев. В мирах, подвергшихся атаке флотов-ульев Тиранид происходит локальный апокалипсис в лучших традициях Звездного десанта. В мирах-кузницах, где все так готишно, инквизиция вылавливает еретиков и шарящихся по нижним кварталам ликторов. У эльдар на их крафтворлдах эльфийское высокомерие переплетается с путями аспектов воинов, создавая гнетущее понимание того, что вся борьба может оказаться тщетной, если в многоходовой комбинации будет допущена малейшая ошибка. Все это – бескрайний мир Молота войны 40К.
А теперь поговорим о воплощениях этого придуманного мира в нашем, реальном мире. У истоков всего стоит настольный варгейм с миниатюрами. Это когда люди отдают уйму денег, времени и сил, чтобы собрать и раскрасить множество пластиковых моделек в несколько дюймов высотой, что бы потом расставить их на столе и при помощи горы кубиков и дюймовой линейки устраивать кровопролитные сражения. Точнее, они просто передвигаю миниатюры, замеряя расстояния линейкой, и бросают кубики, чтобы определить попадания, а фантазия уже додумывает грохот тяжелого болтера, жужжание эвисцератора и лязг шагающего дредноута. Мне доводилось видеть этот процесс вживую. Там реально своя атмосфера и это реально интересно. Тем не менее, это больше чем хобби, и далеко не каждый найдет в себе силы заняться этим, все же затраты на такое удовольствие (и не только денежные) значительны.
К настольному варгейму прилагаются кодексы – своды правил, откуда можно подчерпнуть много информации по миру, а также уже написано множество художественной литературы, но тут все зависит от автора. Некоторые книги интересны как самодостаточное художественное произведение, а некоторые – хрень полнейшая. Читал не так много, так что рекомендаций давать не буду. Также упомяну и коллекционную карточную игру, но она, вроде как, уже давно не обновлялась и вообще про нее все забыли.
Не обошла стороной Молот войны и ролевая игра. Конечно же, никто не запрещает устраивать полевые игры с костюмами, или старые добрые форумки, основываясь лишь на логике вселенной, но вообще была специально разработанная ролевая система именно для словесной (ну или письменной) формы игры. Существуют своды правил для различных сценариев, отдельно на инквизицию, имперскую гвардию, космодесант и т.д. Но никто не мешает смешивать их в нужных пропорциях, тут самое главное – хороший мастер. Предупреждая вопрос о существующих ролевках: я в таковых не участвовал, но подобные вещи можно найти на тематических сайтах. Впрочем, порой вместо литературно добротных текстов и захватывающих сюжетов там оказываются наборы сообщений по две строчки и многотомные выяснения кто лучше бек знает. С этим вопросом лучше обратиться к Неврару, он, вроде как, участвовал в чем-то годном на одном форуме. Кстати, если вдруг что наметиться, вы уж и мне чирканите.
Кто-то, быть может, уже кинулся строчить вопросы Неврару, ну а оставшимся я расскажу о компьютерных воплощениях Молота войны, с которыми знаком несколько лучше, чем с другими его проявлениями.
Сперва поговорим о фентезийной вахе, потому как, к сожалению, говорить тут особо и не о чем.
Есть парочка олдскульных стратегий, как то “Dark Omen” и “Shadow of the Horned Rat”. Не играл, не знаю, но они очень олдскульны и, соответственно, на любителя. После них у вахи (как фентезийной, так и сорокатысячной) наступило затишье, пока не вышел “Mark of Chaos”. Это стратегия в реальном времени, многое перенявшая из правил настолки, про нее я как-нибудь расскажу отдельно. Игра получилась неоднозначной, но графическое исполнение у нее уже более-менее удобоваримое, и с ней можно ознакомиться. Также ныне живет и здравствует онлайновый вархаммер, но тут, опять же, не попробовав, о вкусе говорить не буду. И, собственно, почти все, может я и упустил чего, но основное перечислил. Как видите, совсем не густо.
У сорокатысячника дела обстоят куда лучше, даже набор игр до затишья куда шире. Тут у нас и пошаговые стратегии и тактическая РПГ, и экшн зарисовка на тему “Что будет, если в замкнутом пространстве закрыть кучу генокрадов и кучку терминаторов первой роты?”. С ними знаком не так хорошо хотя бы потому что это раритет довольно сложно запустить на “семерке”. Хотя хипстер внутри меня периодически требует поставить что-нибудь такое. Действительно второе рождение ваха пережила с выходом “рассвета войны” (Dawn of war). Вот о не поговорим поподробнее.
На данный момент существует две части игры, первая из которых имеет три дополнения, а вторая – два. Красной линией через все игры проходит история ордена космодесанта “Кровавых воронов”. Этот орден прописан в бэке не так подробно, так что у сценаристов, можно так сказать, руки оказались развязанными. Хотите узнать историю “птичек” – играйте во все по порядку.
- Итак, первый DoW представляет собой стратегию, где реализована отрядовая система войск, что является, опять же, отсылкой к настольным правилам. Отличное решение на мой взгляд. Суть в том, что при заказе в кельях-казармах отряда тактических десантников нам присылается с орбиты сразу четыре бойца, которые будут действовать как единое целое, и разделить их нельзя (Ну как нельзя? Можно, если в них САУ “Василиск” попадет, солдатики разлетятся в стороны, но выживши все равно соберутся вместе.), зато прямо на поле боя в этот отряд можно добавлять бойцов до определенного лимита и выдавать им различные пушки и улучшения. В итоге мы избавлены от необходимости выделять рамкой по 20-30 юнитов, и в то же время на экране присутствует массовость войск. Но вернемся к сюжету, который всецело крутится вокруг Кровавых воронов. Они сперва превозмогут орков, потом эльдар, потов хаоситов… все по канонам жанра. Игра получилась интересной, хоть и местами нудноватой, с множеством интересных идей и отличной на тот момент графикой, короче, выстрелила.
- Не заставило себя ждать первое дополнение “Зимний штурм” (Winter assault). Тут допили множество косяков оригинала, дали возможность поиграть за орков\хаос\эльдар и добавили новою действующую сторону – имперскую гвардию. ИМХО, конечно же, но в “Зимнем штурме” лучший сюжет и его подача во всей серии. Есть миссии, где поочередно переходит контроль от одной стороны к другой, причем от ваших действий зависит цепочка событий и ее направление. Есть такие моменты, когда нам, к примеру, нужно последовательно телепортировать всю базу эльдар, чтобы уйти из-под удара орочей орды. Дополнение выстрелило, да еще как!
- А дальше пошла какая-то фигня. Вторым дополнением стал “Темный крестовый поход” (Dark Crusade). Они конечно молодцы, что добавили Тау и некронов, но сама игра превратилась в набор скирмишевских карт, лишь иногда прерываемых сюжетными миссиями. Все это больше походит на довесок к сетевому режиму, который к тому времени набрал полные обороты. Сюжета нам дается с гулькин нос и редко, но разнообразие рас все же позволило серии сохранить планку.
- Разработчики решили не менять выбранного направления, и третье дополнение “Шторм душ” (Soul Storm) было построено по принципу предыдущего. Та же схема, так же мало сюжета и много скирмишеских баталий, но они стервецы добавили к общей куче темных эльдар и сестер битвы, так что пипл схавал (и я в том числе), причем остался доволен. Тут стоит заметить, что разработчики смогли реализовать почти все более-менее крупные противоборствующие стороны, кроме одной из самых колоритных – тиранид, но их припасли для второй части. Впрочем, любители выпустили несколько очень качественных модов, добавляющих в игру как различных демон хантеров, так и тех же тиранид.
- Спустя какое-то время увидела свет вторая часть игры, где, грубо говоря, шарманку пустили по новой. Судите сами, в DoW 2 мы опять можем играть только за Кровавых воронов, а противостоят нам орки и эльдары, разве что хаос на тиранид заменили. Тем не менее, игра выстрелила так, что я до сих пор периодически ее прохожу. Разработчики решили уйти от привычной стратегии, превратив игру скорее в тактическую РПГ. У нас нет возможности строить здания, а под командованием всего четыре отряда, зато теперь это не безликие солдатики, а полноценные персонажи, которых можно экипировать почти как в Диабло и прокачивать разные навыки. Размеры отряда сократились до 3-4 рож, из которых один – непосредственно герой, увешанный всяческими артефактами, а остальные – статисты, которые пополняются у телепортационных маяков так же легко, как и дохнут. Меня такая система порадовала целиком и полностью. Теперь тащит микроконтроль и правильный подбор десантной группы, а не стратегическое мышление. Но сюжет опять провис. Иногда в шутку игру называют симулятором дезинфектора. Мы мотаемся по трем планетам и подчищает сектора от расплодившихся тиранид. Карты повторяются, и вообще под конец становится уныло. Ситуацию спасает обилие экипируемых предметов и тактик для изведения межпланетной заразы.
- Первым дополнением ко второй части стало “Восхождение Хаоса” (Chaos Rising). Словно повторяя шаги первой части игры, в этом дополнении разработчики исправили множество ошибок, в частности, унылый гейпмлей. Сюжет окреп как никогда, миссии разнообразны, интересны и захватывающи. Да ко всему еще и прикручена нелинейность и шкала развращения отряда хаосом (да-да, в этом дополнении она добавили в игру сторону хаоса). От наших решений зависит, закончим мы игру как верные сыны Бога-Импиратора, или как предатели, продавшиеся демонам варпа за всю ту же пачку китикета. Что и говорить, не просто выстрелило, а жахнуло как следует.
- И опять началась какая-то фигня. “Возмездие” (Retribution) снова превратился в сборную солянку. Да, теперь можно играть за Кровавых воронов, хаоситов, прибывшую в систему имперскую гвардию, остаток тиранид, орков, косплеящих звездных пиратов (они офигенны!) и эльдар. Только вот компания одна. Угу-угу, именно так, у нас один и тот же набор карт с одними и теми же врагами, только наши персонажи говорят разные фразы, по-разному объясняя свои действия. Скажем так, у всех кроме орков, у которых один мотив – набить всем морду, мотивация выглядит не очень убедительной. Да и с геймплеем они намудрили: теперь можно выбирать, играть ли небольшим отрядом героев, или полноценной армией простых юнитов. Мне не понравилось, но это на любителя. Тем не менее, игра получилась качественной, увлекательной (ну, первые 2-3 прохождения за разные стороны) и интересной. Плюс сетевой режим достиг своего апофеоза. Подводя итог можно сказать, что серия получилась на 5+ и каждая игра по-своему хороша, дух вахи передан вполне убедительно, да и сам игровой процесс не забыт. Однозначно рекомендую.
Что еще? Если не считать консольных игр, и если моя память не пошла налево, то осталось упомянуть только о мегапофосном… как же эта байда называется? Короче, игре где крутой спейсмарин Тит нафиг всех рубит в кровавую кашу. По факту, это незамутненный ненужными интеллектуальными довесками слешер, в котором мы под веселое жужжание цепного меча станем свидетелями трешовенького сюжета про то, как хаос хотел всех зохавать, но спеймарины опять превозмогли. Но не обращайте внимания на язвительные слова, на разок посносить оркам головы громовым молотом одно удовольствие.
А теперь эксклюзивный абзац для Риканды. Начну с плохого. Да – не любят злыдней создатели игр по вахе, делая главными героями спейсмаринов всех мастей, а даже если иногда и освещают другую сторону баррикад, то уж совсем редко лезут в слаанешские дебри, где растут дивные сады боли, в которых каждый крик – как цветок, а страх пытаемой жертвы – как тонкий аромат. И тем не менее! Можно посмотреть дополнение к ”Метке хаоса” (Mark of Chaos), где есть возможность поиграть за темных эльфов, знающих толк в вопросах причинения боли, или, если брать сорокатысячный вариант, третье дополнение к первому DoW, которое “Шторм душ” (Soul Storm), в котором как раз таки можно возглавить тот самый Блек Харт Кабали под предводительством Асдрубаэля Векта и, подобно хищной птице, воспарить над системой Каурава, ожидая того момента, когда можно будет нанести единственный и решающий удар, чтобы забрать причитающуюся добычу и собрать для Комморага богатые дары и рабов, попутно причиняя много страданий, боли и горя. Что до книг с участием темных эльфов/эльдар, то таковых не знаю, могу посоветовать разве что кодексы их армий.
P.S. Как обычно, совсем забыл упомянуть о чуть ли не самом главном, касательно сорокатысячника, там тоже есть магия, только является она силой варпа – этакий аналог подпространства и ада в одном флаконе, а магов там называют псайкерами. Впрочем, у космодесанта таковые зовутся библиариями. Прекрасно звучит, не правда ли?